До момента вступления в силу данных поправок индивидуальные предприниматели и юридические лица были обязаны информировать надзорные органы о начале осуществления определенных видов деятельности, подлежащих регулированию. К таким видам деятельности относятся, в частности, открытие автосервиса, салона красоты или оказание услуг по грузоперевозкам. Уведомление надлежало подать посредством Единого портала государственных услуг или аналогичных региональных ресурсов до фактического начала осуществления соответствующей деятельности.
Однако, в случае непредставления сведений о начале деятельности, размер административных штрафов оставался незначительным, а сроки давности привлечения к ответственности были ограничены.
С принятием новых законодательных положений ответственность за нарушение порядка уведомления приобретает более серьезный характер. Теперь нарушения, связанные с отсутствием уведомления надзорных органов, будут квалифицироваться как длящиеся административные правонарушения. Это означает, что такое правонарушение сохраняется на протяжении всего периода осуществления деятельности без надлежащего уведомления. Как следствие, срок давности для привлечения к ответственности значительно увеличивается, составляя один год с момента совершения (или выявления) соответствующего деяния.
Кроме того, предусмотрено повышение размеров административных штрафов для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц:
Для индивидуальных предпринимателей штраф за такое нарушение составит от 7 до 12 тыс. рублей, а в случае повторного его совершения – от 15 до 25 тыс. рублей.
Для организаций штрафные санкции составят от 24 до 48 тыс. рублей, при выявлении повторного нарушения – от 50 до 60 тыс. рублей.
Введение данных мер направлено на повышение уровня ответственности субъектов предпринимательства и сокращение случаев игнорирования установленных правил уведомительного характера.
Административная ответственность будет наступать не только за отсутствие уведомления, но и за представление недостоверных сведений при его подаче.
Помимо ужесточения финансовых мер, поправки в законодательство предусматривают усиление контрольной функции за предпринимательской деятельностью. В частности, сведения об осуществлении бизнеса без уведомления будут являться основанием для проведения внеплановой проверки. Такие проверки могут осуществляться без предварительного извещения, что позволит контролирующим органам устанавливать все обстоятельства, имеющие значение для оценки законности ведения бизнеса.
Субъектам предпринимательства необходимо заблаговременно адаптироваться к новым требованиям и внимательно отслеживать все изменения в законодательстве. Несоблюдение предписаний по уведомлению о начале деятельности, предоставление недостоверных данных или отсутствие информирования об изменениях может привести не только к наложению штрафов, но и к инициированию серьезных проверок. Это создает дополнительные риски для бизнеса, увеличивая административные издержки и ограничивая его гибкость